Новости проекта
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

Требования к уроку

Дата: 27 января 2016 в 23:18, Обновлено 6 ноября 2020 в 01:11

Дидактические требования к современному уроку:

  • четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
  • реализация на уроке всех дидактических принципов;
  • создание условий успешного учения учащихся.

Психологические требования к уроку:

Психологическая цель урока:

  1. Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
  2. Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
  3. Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока:

  1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
  • соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
  • определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
  • планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
    выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
  • учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
  • соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).
  1. Особенности самоорганизации учителя:
  • подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;
  • рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
  • педагогический такт (случаи проявления);
  • психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся:

  1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
  • планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
  • использование установок в форме убеждения, внушения;
  • планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
  • использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);
  1. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;
  • определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);
  • опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;
  • планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
  • руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
  • использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);
  1. Закрепление результатов работы:
  • формирование навыков путем упражнений;
  • обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

  1. отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;
  2. возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

  1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
  2. проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
  3. дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

Гигиенические требования к уроку:

  1. температурный режим;
  2. физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
  3. освещение;
  4. предупреждение утомления и переутомления;
  5. чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
  6. своевременное и качественное проведение физкультминуток;
  7. соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
  8. соответствие классной мебели росту школьника.

Требования к технике проведения урока:

  1. урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
  2. темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
  3. необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
  4. доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
  5. по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
  6. обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;
  7. Всё о домашнем задании
  8. Виды домашних заданий
  9. I.  К урокам изучения нового материала
  10. 1)   Заучивание материала учебника и его пересказ;
  11. 2)   Доработка материалов урока составлением рисунков, чертежей, знакомство с материалом, намеченным к изучению на следующем уроке;
  12. 3)   Сбор материалов из дополнительных источников;
  13. II. К урокам обобщения
  14. 1)   Ответы на специально поставленные вопросы учителя;
  15. 2)   Подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем;
  16. 3)   Самостоятельное составление плана ответа по какой-то теме или подготовка по этому плану;
  17. 4)   Выделение в тексте основного и второстепенного материала;
  18. 5)   Самостоятельное доказательство того или иного частного положения или доказательство, аналогичное тому, которое давалось в классе при измененных буквах или положения чертежа;
  19. 6)   Подборка дополнительного материала по теме;
  20. III.К урокам обучения применять знания
  21. 1)   Практические работы (изготовление пособий, карточек, таблиц );
  22. 2)   Решение задач, аналогичных классным;
  23. 3)   Решение задач нестандартных;
  24. 4)   Решение задач с меж предметными связями;
  25. 5)   Самостоятельное составление задач;
  26. 6)   Самостоятельное изучение несложного материала;
  27. 7)   Работа над ошибками;
  28. IV.   К урокам контроля и проверки знаний
  29. 1)   Письменные ответы на вопросы;
  30. 2)   Домашняя контрольная работа;
  31. 3)   Решение нестандартных задач;
  32. Способы задачи домашнего задания
  33. 1.      Выполнить Д. З. по заданному образцу.
  34. На карточке - решение задачи, аналогичной домашнему (слабому ученику)
  35. 2.      Самостоятельно изучите материала учебника. Составьте план ответа, определите главное в изучаемом материале. При ответе у доски планом можно пользоваться.
  36. 3.      Коллективное домашнее задание. Класс делится на группы по 5-6 человек приблизительно одинаково готовых к работе по данной теме. Каждой группе дается задание.
  37. 4.      Добровольно выбранные домашние задания (Решите из упражнений те, что можете решить, но не менее …)
  38. 5.      Карточки для слабых учащихся:
  39. - с пропусками, которые нужно заполнить
  40. - с ошибками, которые нужно исправить
  41. - с неоконченными решениями.
  42. 6.      На доске чертеж
  43. - составить и решить задачу, аналогичную классной (средним ученикам)
  44. - решить задачу по данным чертежа (она аналогична классной) (слабым ученикам)
  45. - составить возможные задачи к этому чертежу, достраивая, если нужно недостающие элементы (сильным ученикам).
  46. 7.      Индивидуальные дополнительные задания (или вместо домашнего задания - слабым ученикам)
  47. 8.      Необязательные самостоятельные работы, которые выбирают ученики для внеклассной работы (например, на неделю).
  48. 9.      Самостоятельная работа по применению усвоенных знаний в новых ситуациях или по исправлению ошибок, допущенных в контрольной работе.
  49. Способы проверки домашнего задания
  50. 1.   У доски ученик решил домашний пример
  51. a)       Фронтально опрашивается, на основании чего вытекает справедливость выполненного после записи условия преобразования, затем - следующего и т.д.
  52. b)      На доске запись решения примера, аналогичного домашнему. Решение закрыто. Фронтально опрашивается порядок выполнения задания с постепенным открытием хода решения (то же с помощью сигнальных карточек «Светофор»)
  53. 2.     Выяснено, что №… не выполнен или выполнен неверно у многих учащихся
  54. a)    Выполняется этот пример у доски учителем с помощью учащихся, к которым учитель адресует свои наводящие вопросы;
  55. b)  Аналогичный пример выполняется опять же у доски вызванным учеником. Запись по просьбе учителя комментируют с места ученики.
  56. 3.     У доски ученик записывает решение задачи или примера. На каком-то этапе его останавливает учитель и просит продолжить решение другого ученика и т.д.
  57. 4.     В классе с помощью консультантов проверяется наличие домашнего задания, правильность его выполнения.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.