ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на получение образования. Образовательный процесс в Государственном учреждении образования «Светиловичская средняя школа» (далее – Учреждение образования) строится на основе принципов государственной политики в сфере образования, образовательных стандартов общего среднего образования, достижений в области науки и техники, педагогически обоснованном выборе форм, методов и средств обучения и воспитания, культурных традиций и ценностей белорусского народа, достижений мировой культуры, современных образовательных и информационных технологий.
2. Правила внутреннего распорядка для учащихся Учреждение образования (далее – Правила) разработаны с целью совершенствования организации образовательного процесса, укрепления дисциплины учащихся, рационального использования ими учебного времени, повышения качества образования.
3. Внутренний распорядок – это регламент (порядок) выполнения учащимися своих обязанностей в рамках образовательного процесса под руководством и контролем администрации и педагогического коллектива Учреждение образования. Внутренний распорядок для учащихся в Учреждении образования регулируется настоящими Правилами и другими локальными правовыми актами Учреждения образования.
4. Правила разработаны на основе Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс), постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.09.2022 № 322 «Аб установе агульнай сярэдняй адукацыi», Государственного школьного стандарта, одобренного постановлением коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 10.05.2022 № 4.11, и других нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих отношения в сфере общего среднего образования, а также Устава Учреждения образования.
5. Данные Правила обязательны для исполнения всеми учащимися Учреждения образования и их законными представителями. Администрация, педагогические и иные работники Учреждения образования могут требовать, а учащиеся должны выполнять обязанности в соответствии с требованиями настоящих Правил.
6. Учащимися Учреждения образования являются лица, осваивающие в ней содержание одного из видов образовательных программ общего среднего образования.
7. Вопросы, связанные с применением Правил, решаются руководителем Учреждения образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь и в пределах полномочий, предоставленных ему статьёй 25 Кодекса.
8. Изменения и дополнения в Правила могут вноситься руководителем Учреждения образования по согласованию с педагогическим советом в том случае, если они не противоречат действующему законодательству.
9. Правила вывешиваются в Учреждении образования в месте, доступном для ознакомления учащихся и их законных представителей, а также размещаются на официальном интернет-сайте Учреждения образования.
ГЛАВА 3
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Учащиеся Учреждения образования получают образование в очной дневной форме.
20. Учреждение образования обеспечивает соответствие образования требованиям образовательного стандарта, учебно-программной документации, соответствующей образовательной программы.
21. Образовательный процесс в Учреждении образования организуется по учебным годам. Учебный год делится на четверти.
Продолжительность учебного года, включая каникулы, устанавливается с 1 сентября по 31 августа. Учебные занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая включительно, а для учащихся IX и XI классов – с 1 сентября по 25 мая. Если указанные даты приходятся на нерабочий день, то начало (окончание) учебного года, учебных занятий переносится на последующий (предшествующий) рабочий день.
22. Для учащихся устанавливаются каникулы.
Общая продолжительность каникул в период проведения учебных занятий составляет не менее 30 календарных дней, для учащихся I и II классов – не менее 37 календарных дней.
Продолжительность летних каникул составляет не менее 12 календарных недель. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, завершивших обучение и воспитание в IX классе на II ступени общего среднего образования, продолжительность летних каникул – не менее 10 календарных недель.
Начало и завершение четвертей, каникул ежегодно до начала учебного года определяются Министерством образования.
Во время каникул учащиеся посещают мероприятия в соответствии с программой и планом воспитательной работы Учреждения образования.
23. Образовательный процесс при обучении на I, II и III ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной недели, которая включает в себя пятидневную учебную неделю и шестой школьный день. Учебные занятия, а также факультативные занятия при реализации образовательной программы начального образования проводятся в режиме пятидневной учебной недели. Учебные занятия при реализации образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования проводятся в режиме пятидневной учебной недели. В режиме шестидневной недели могут проводиться факультативные занятия в V–XI классах и реализовываться образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X–XI классов. В шестой школьный день проводятся мероприятия по реализации основных направлений воспитания, в том числе спортивно-массовые, туристические мероприятия, экскурсии.
Воспитательная работа во внеучебное время с учащимися осуществляется педагогическими работниками, в том числе выполняющими функции классного руководителя.
24. Основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие, занятие. К учебным занятиям относятся урок, наблюдение, учебное проектирование, экскурсия, учебно-полевые сборы и иные учебные занятия. К занятиям относятся дополнительно проводимые к учебным занятиям факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, консультации, коррекционные занятия (для учащихся из числа лиц с особенностями психофизического развития), занятия по физической реабилитации, практические занятия, общественно полезный труд.
25. Режим работы Учреждения образования, расписание учебных занятий, занятий разрабатываются с учетом специфических санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации учреждений образования и утверждаются руководителем Учреждения образования. Учебные занятия проводятся в одну смену.
Освобождение учащихся от учебных и факультативных занятий допускается по заявлению его законных представителей либо для участия в мероприятиях, установленных планом работы Учреждения образования, по приказу руководителя Учреждения образования.
26. Факультативные занятия, стимулирующие занятия, поддерживающие занятия, консультации, учебно-полевые сборы, общественно полезный труд проводятся в соответствии с расписанием, утверждённым руководителем Учреждения образования.
Факультативные занятия организуются при наличии письменных заявлений учащегося (его законных представителей).
Учебные достижения учащихся на факультативных занятиях оцениваются словесно на содержательно-оценочной основе без выставления отметок. Тетради на факультативных занятиях ведутся учащимися по указанию учителя.
27. В соответствии со статьями 160 и 161 Кодекса учащиеся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию.
Аттестация учащихся проводится в соответствии с Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь.
Оценка результатов учебной деятельности учащихся при их аттестации осуществляется с использованием отметок в баллах по десятибалльной шкале, отметок «зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)», записей «освоил(а)», «не освоил(а)», «освобожден(а)», «не изучал(а)». Положительными являются отметки от 3 (трех) до 10 (десяти) баллов: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, «зачтено» и записи «освоил(а)», «освобожден(а)», «не изучал(а)». Неудовлетворительными являются отметки 1 (один), 2 (два) балла, «не зачтено», «не аттестован(а)», запись «не освоил(а)».
В I и II классах, а также в III и IV классах по учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье», «Основы безопасности жизнедеятельности» оценка результатов учебной деятельности учащихся осуществляется на содержательно-оценочной основе с учетом уровней учебной деятельности без использования отметки (балла) как формы количественного выражения результатов оценочной деятельности. При промежуточной и итоговой аттестации осуществляются записи «освоил(а)», «не освоил(а)». При этом запись «освоил(а)» делается, если учащийся выполняет действия, соответствующие второму, третьему, четвертому, пятому уровням учебной деятельности; запись «не освоил(а)» делается, если учащийся выполняет действия, соответствующие первому уровню учебной деятельности.
По учебным предметам «Основы безопасности жизнедеятельности» (V класс), «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» (V–IX классы) аттестация осуществляется с использованием отметок «зачтено», «не зачтено». Отметка «зачтено» выставляется, если учащийся выполняет действия, соответствующие второму, третьему, четвертому, пятому уровням учебной деятельности; отметка «не зачтено» выставляется, если учащийся выполняет действия, соответствующие первому уровню учебной деятельности.
При проведении промежуточной и итоговой аттестации учащихся I–XI классов осуществляется оценка поведения учащихся, которая выражается характеристиками «примерное», «удовлетворительное», «неудовлетворительное». Оценка осуществляется классным руководителем на основании критериев, определённых Министерством образования Республики Беларусь.
28. В IX и XI классах в ходе итоговой аттестации проводятся выпускные экзамены, перечень и форма которых устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь.
По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования итоговые испытания будут проводиться в виде централизованных экзаменов по учебным предметам «Математика», «Белорусский язык» или «Русский язык» по выбору учащегося.
29. Порядок организации и проведения централизованного экзамена, порядок взаимодействия и функции юридических лиц, права и обязанности лиц, участвующих в централизованном экзамене, порядок проверки и оценивания экзаменационных работ регламентируются Инструкцией по организации и проведению централизованного экзамена, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь.
30. Воспитание учащихся в Учреждения образования осуществляется в соответствии с программами и планами воспитательной работы, утверждёнными руководителем Учреждения образования, в процессе обучения, воспитания, реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодёжи.
Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодёжи является занятие. Образовательный процесс при этом осуществляется в объединениях по интересам, к которым относятся кружок, клуб, секция, научное общество и иные объединения.
Объединения по интересам создаются на основе общего интереса к конкретному направлению деятельности в соответствии с интересами учащихся, пожеланиями их законных представителей, а также с учётом возможностей Учреждения образования.
Объединения по интересам формируются на основании заявлений учащихся (их законных представителей) на имя руководителя Учреждения образования с учётом здоровья учащихся в соответствии с требованиями статьи 229 Кодекса.
Деятельность объединений по интересам осуществляется по расписанию, которое утверждается руководителем Учреждения образования.
Во время занятий объединений по интересам учащиеся обязаны соблюдать правила охраны труда и требований безопасности, выполнять только те формы и виды деятельности, которые рекомендованы педагогом дополнительного образования, соблюдать порядок и дисциплину.
31. Учащиеся во время пребывания в группе продленного дня могут заниматься в кружках, секциях, участвовать в конкурсах, смотрах, олимпиадах и других мероприятиях как в Учреждении образования, так и в Светиловичском центре культуры и досуга.
32. Запрещается привлечение учащихся Учреждения образования к выполнению работ (оказанию услуг), не предусмотренных учебно-программной документацией образовательных программ общего среднего образования, планом воспитательной работы Учреждения образования, программами воспитания.
33. Медицинская помощь учащимся Учреждения образования оказывается учреждением здравоохранения «Светиловичская участковая больница» (далее – Больница).
В случае если учащийся заболел в течение учебного дня, он освобождается от учебных занятий по рекомендации медицинского сотрудника и с разрешения дежурного администратора. В данном случае классный руководитель обязан поставить в известность законных представителей несовершеннолетнего.
34. В середине каждого урока (кроме учебных предметов «Физическая культура и здоровье», «Музыка») под руководством учителя проводятся физкультурные паузы, физкультминутки, комплексы упражнений по профилактике утомления органа зрения.
35. Двигательный режим учащихся обеспечивается системой следующих организованных форм физического воспитания:
уроки физической культуры;
физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
внеклассные спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьной недели согласно плану воспитательной работы Учреждения образования;
самостоятельные занятия физическими упражнениями и подвижными играми в семье, на пришкольной и дворовой площадках, стадионе.
36. Учащиеся, не прошедшие медицинский осмотр, к занятиям по физической культуре не допускаются.
Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к подготовительной группе, проводятся вместе с основной группой согласно рекомендациям врача.
Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной группе, проводятся отдельно от уроков физической культуры и здоровья и являются обязательными для посещения учащимися, зачисленными в эти группы.
К занятиям в спортивных секциях, участию в спортивных соревнованиях, к туристским походам учащиеся допускаются с разрешения медицинского работника Больницы.
37. Продолжительность непрерывного занятия, связанного с фиксацией взгляда непосредственно на экране портативного ПЭВМ не должна превышать для учащихся I класса – 7 минут, для учащихся II–IV классов – 10 минут, для учащихся V–VII классов – 15 минут, для учащихся VIII–ХI классов – 20 минут.
С целью предупреждения переутомления в процессе практической работы на ПЭВМ под руководством учителя проводятся профилактические мероприятия: организованные перерывы (длительностью 3 минуты) для проведения физкультминуток, направленных на активацию дыхания, кровообращения, активный отдых группы мышц, задействованных при основной деятельности, и гимнастика для глаз.
- В Учреждения образования организован режим питания учащихся.
Питание учащихся I–IV классов организуется под наблюдением учителей начальных классов, воспитателей, V–XI классов – учителей, классных руководителей.
- В группе продленного дня трехразовое питание учащихся является обязательным.
ГЛАВА 4
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ
- Учащиеся имеют право на:
получение образования в соответствии с образовательными программами общего среднего образования;
создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;
получение дополнительного образования детей и молодежи в соответствии с Кодексом и в порядке, определяемом Положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19 сентября 2022 г. № 318;
уважение своего человеческого достоинства, защиту от применения физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, унижения;
охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;
пользование учебниками (учебными пособиями) в соответствии с законодательством;
бесплатное пользование библиотекой, учебной и спортивной базой учреждения образования;
участие в управлении учреждением образования в соответствии с Уставом учреждения образования (далее – Устав);
отдых на переменах, организацию досуговой деятельности во время каникул;
создание благоприятных условий для самообразования;
объективную оценку знаний;
сохранение места в учреждении образования в случае направления для обучения и лечения в санаторную школу-интернат;
обучение на уроках физической культуры и здоровья в соответствии с группой здоровья;
посещение стимулирующих и (или) поддерживающих занятий;
выбор факультативных занятий в пределах установленного учебным планом учреждения образования количества часов факультативных занятий и с учетом максимально допустимой нагрузки на одного учащегося, установленной специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования;
изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне в соответствии с учебным планом учреждения образования;
получение дополнительных образовательных услуг (в том числе платных) из числа услуг, оказываемых учреждением образования;
получение горячего питания в порядке, определенном законодательством;
участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, конференциях и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных мероприятиях;
поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, научной деятельности, а также в образовательных мероприятиях;
получение социально-педагогической поддержки и психологической помощи;
участие в детских, молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;
участие в органах ученического самоуправления в учреждении образования;
защиту от любых противоправных посягательств;
неприкосновенность личности.
41. Учащиеся Учреждения образования обязаны:
соблюдать законодательство Республики Беларусь, Устав Учреждения образования, настоящие Правила, инструкции по охране труда, правила пожарной безопасности, выполнять решения органов самоуправления Учреждения образования, требования администрации и педагогических работников, принятые в пределах их компетенции и не противоречащим законодательству Республики Беларусь;
уважать честь и достоинство всех участников образовательного процесса, работников Учреждения образования;
не допускать действий, препятствующих другим участникам образовательного процесса исполнять их обязанности и реализовывать их права в сфере образования;
достойно вести себя в Учреждении образования и за её пределами;
с уважением относиться к национальной истории, культуре своего и других народов;
охранять природу, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности;
бережно относиться к имуществу Учреждения образования, поддерживать чистоту и порядок в Учреждении образования и на ее территории; бережно относиться к энергоресурсам, беречь тепло, электричество, воду; аккуратно относиться как к своему, так и к чужому имуществу;
соблюдать деловой стиль одежды;
соблюдать единый регламент в одежде, обязательным элементом которого определен черный цвет и значок с эмблемой Учреждения образования;
исключить макияж и маникюр с использованием ярких, насыщенных цветов; окрашивание волос в яркие, неестественные оттенки, экстравагантные стрижки и прически; использование в качестве деталей массивных серег, брошей, кулонов, колец; ношение пирсинга;
использовать одежду для занятий физической культурой согласно санитарным нормам, специальную одежду на уроках трудового обучения, мероприятиях общественно полезного труда;
посещать классные и информационные часы;
участвовать в мероприятиях общественно полезного труда;
находиться в Учреждении образования в течение времени, предусмотренного расписанием занятий (учебных, факультативных, объединений по интересам, иных);
добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания, своевременно и качественно выполнять домашние задания, общественные поручения;
иметь на уроках необходимые учебные принадлежности;
иметь аккуратно и разборчиво подписанные рабочие тетради и тетради для контрольных работ по предметам;
аккуратно и разборчиво записывать в дневник расписание уроков на неделю вперед, в конце каждого урока – домашнее задание;
еженедельно сдавать дневник на проверку классному руководителю;
предоставлять дневник по первому требованию педагогического работника Учреждения образования;
размещать устройство связи, интернет-связи перед началом учебных занятий в специально отведенных местах;
покидать территорию Учреждения образования во время занятий только с разрешения классного руководителя (дежурного администратора);
решать спорные и конфликтные вопросы на принципах взаимного уважения, с учетом мнения всех (других) участников спора, при необходимости обращаться за помощью к учителю, классному руководителю, специалистам социально-педагогической и психологической службы, администрации учреждения образования;
заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
немедленно сообщать учителю (классному руководителю) или дежурному учителю (члену администрации) о получении микротравмы, травмы или ухудшении общего состояния своего здоровья на уроках, занятиях или при проведении мероприятий (внеклассных, внешкольных, спортивно-массовых, общественно полезного труда);
заблаговременно (накануне или за несколько дней) сообщать классному руководителю о планируемом посещении организации здравоохранения; в экстренных (незапланированных) случаях отсутствия на уроках незамедлительно сообщать классному руководителю о факте и причине своего отсутствия;
соблюдать правила поведения в библиотеке и правила пользования библиотечным фондом;
здороваться с работниками и посетителями Учреждения образования, проявлять уважение к старшим, заботиться о младших. Учащиеся уступают дорогу педагогам, взрослым, старшие учащиеся — младшим, мальчики — девочкам;
приходить в Учреждение образования следует не позднее, чем за 15 минут до начала учебных занятий, иметь опрятный вид и аккуратную прическу;
перед началом учебного занятия учащиеся должны свериться с расписанием и прибыть к кабинету, войти в кабинет и подготовиться к учебному занятию до звонка.
42. Учащимся в Учреждении образования и на ее территории категорически запрещается:
не выполнять требования педагогических работников;
курить, употреблять алкогольные (слабоалкогольные) напитки и пиво, токсические и наркотические вещества, использовать нецензурные выражения, опаздывать на учебные занятия без уважительных причин, наносить ущерб имуществу Учреждения образования и других лиц;
приносить огнестрельное оружие любого вида, газовое оружие, боеприпасы любого вида или взрывчатые вещества (либо их имитаторы или муляжи), холодное оружие, колющие, рубящие, режущие предметы (либо их имитаторы или муляжи), химические, ядовитые, огнеопасные вещества, табачные изделия, электронные системы курения, жидкости для электронных систем курения, системы для потребления табака, спички, зажигалки, алкогольные, слабоалкогольные напитки или пиво, наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры и аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества и препараты, которые могут нанести вред имуществу и здоровью окружающих, а также принадлежности для азартных игр;
нарушать дисциплину в ходе образовательного процесса, применять физическую силу и оскорбления в отношении других его участников;
пропускать занятия без уважительных причин и своевременного информирования классного руководителя либо дежурного администратора с последующим предъявлением соответствующего документа классному руководителю;
пользоваться устройствами мобильной связи, интернет-связи, музыкальными колонками, игровыми устройствами во время образовательного процесса без разрешения педагогов;
пропагандировать, хранить и распространять посредством мобильной, интернет-связи информацию, содержащую жестокость, насилие;
проводить съемки во время проведения учебных занятий, классных часов, внеклассных мероприятий без разрешения администрации, классного руководителя, учителя-предметника;
разговаривать во время учебных занятий, выкрикивать нецензурные слова и выражения, отвлекаться самому и отвлекать других учащихся, мешать проведению учебного занятия;
употреблять во время учебных занятий пищу и напитки;
пересаживаться за другую парту без разрешения учителя;
в учебниках делать какие-либо записи, рисовать, вырывать из них страницы;
во время учебных занятий и перерывов между ними играть в азартные игры, проводить операции спекулятивного характера;
покидать учреждение образования до окончания учебных занятий без согласования с классным руководителем и (или) администрацией учреждения.
пользоваться во время учебных занятий любыми посторонними предметами без разрешения учителя, наносить ущерб имуществу Учреждения образования и других лиц, нарушать нормы охраны труда, пожарной безопасности, санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы;
приходить в Учреждение образования в грязной, мятой одежде, неприлично короткой или открытой одежде, открыто демонстрировать принадлежность к различным субкультурам, каким бы то ни было религиозным течениям и т.п.
приносить в Учреждение образования ценные вещи, не имеющие отношения к организации образовательного процесса (планшет, ноутбук, электронную книгу и др.), без разрешения учителя.
Руководство Учреждения образования не несет ответственности за ценные вещи, принесенные в Учреждение образования учащимися без разрешения.
43. Иные обязанности учащихся определяются нормативными правовыми актами Республики Беларусь, положениями и инструкциями, действующими в Учреждении образования.
ГЛАВА 5
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
44. Порядок посещения учащимися учебных занятий.
Учебные занятия, классные и информационные часы проводятся по расписанию или в соответствии с графиком, утвержденным руководителем Учреждения образования, и являются обязательными для посещения всеми учащимися.
При входе учителя в класс учащиеся встают в знак приветствия.
Выполнение требований учителя на уроке является для учащихся обязательным и безоговорочным.
В случае, если учащийся не выполняет требования учителя, нарушает дисциплину во время урока, учитель информирует об этом дежурного администратора и учащийся удаляется с урока в сопровождении дежурного администратора.
В случае, если требования учителя нарушают права учащегося, последний может проинформировать об этом дежурного администратора.
Дежурный администратор вызывает в Учреждения образования законного представителя учащегося, а при необходимости – сотрудника территориального органа внутренних дел.
Дежурный администратор после изучения ситуации вправе разрешить учащемуся присутствовать на последующих уроках.
В случае, если законный представитель не прибывает в Учреждение образования в краткие сроки, дежурный администратор вправе забрать учащегося с любого последующего урока для разбирательства по прибытии законного представителя в Учреждение образования.
В случае невыполнения домашнего задания по какой-либо причине, учащийся до начала урока обязан сообщить об этом учителю.
Не позднее чем за 5 минут до начала урока каждый учащийся:
занимает место в учебном кабинете (классе), определенное классным руководителем;
готовит необходимые для работы на уроке учебники и учебные принадлежности;
ставит на бесшумный режим устройство мобильной связи (интернет-связи), кладет его в предназначенное для этого приспособление (коробку), которое может находиться на отдельно стоящем столе или столе учителя.
Учащийся, опоздавший на урок, обязан объяснить учителю причину опоздания.
Во время урока учащиеся внимательно слушают объяснения учителя и ответы других учащихся, не допуская комментариев и реплик с места.
При ответе на вопрос учителя учащийся встает. С разрешения учителя возможен ответ сидя.
О своей готовности к ответу либо о возникшем в ходе объяснения учителем материала вопросе учащийся информирует, поднимая руку.
Дополнения и исправления ответов других учащихся возможны только с разрешения учителя.
Во время проведения контрольных и самостоятельных работ учащийся выполняет их самостоятельно. Помощь других учащихся не допускается. Разрешается пользоваться только теми материалами, которые перечислены учителем. В случае нарушения этих правил, учитель имеет право изъять у учащегося работу и оценить только ту часть работы, которая выполнена учащимся самостоятельно.
Во время урока учащийся должен следить за своей осанкой.
Звонок об окончании урока дается для информирования учителя и учащихся об окончании занятия. Учащиеся покидают класс только с разрешения учителя.
Для занятий на уроках физической культуры учащиеся переодеваются в спортивную форму.
По окончании урока учащиеся наводят порядок на рабочем месте, забирают свои устройства мобильной связи (интернет-связи).
45. В случае пропуска занятий по болезни, учащийся или законные представители информируют классного руководителя о причине отсутствия в устной форме.
В день выхода на занятия учащийся предъявляет пояснения об уважительности причины пропуска занятий.
Уважительной причиной считается:
болезнь учащегося, посещение врача (предоставляется соответствующая медицинская документация);
экстренные случаи в семье, требующие личного участия (подтверждаются заявлением законных представителей);
пропуск занятий по договоренности с администрацией (по письменному заявлению законных представителей);
участие в предметных олимпиадах, соревнованиях и других мероприятиях (определяется приказом учреждения образования).
46. Дежурство учащихся.
В Учреждения образования из числа учащихся VI–XI классов назначаются дежурные, которые помогают дежурному администратору, дежурному учителю поддерживать дисциплину во время перемен, чистоту и порядок в школе.
В каждом классе назначается в соответствии с графиком дежурный по классу, который во время перемены помогает учителю подготовить класс к уроку: раздает учебные пособия и тетради учащихся, помогает подготовить к уроку иные учебно-методические пособия.
Из числа учащихся VI–X классов назначаются дежурные по столовой, которые перед раздачей пищи моют руки с мылом, надевают головные уборы, фартуки.
47. Порядок нахождения учащихся на перемене.
Перемена предназначена:
для перехода в другой кабинет (при необходимости) в соответствии с расписанием учебных занятий;
отдыха и физической разминки;
приема пищи;
проветривания класса, для чего учащимся необходимо выйти из класса;
подготовки к уроку, иное;
При движении по коридорам, лестницам, проходам учащимся необходимо придерживаться правой стороны.
Во время перерывов учащимся запрещается:
шуметь, мешать отдыхать другим, бегать по лестницам, вблизи оконных проемов и в других местах, не приспособленных для игр;
толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу для решения любого рода конфликтных ситуаций;
кататься в Учреждении образования и на ее территории на велосипедах, самокатах и других средствах передвижения;
употреблять непристойные выражения и жесты в адрес других учащихся, других лиц, запугивать, заниматься вымогательством. Нарушение данного пункта влечет за собой применение мер, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
48. Порядок нахождения в местах массового пребывания.
-
- Столовая.
В столовую учащиеся ходят организованно, в сопровождении учителя, который проводил урок.
Учащиеся соблюдают правила гигиены: входят в помещение столовой без верхней одежды, моют руки перед едой.
Учащиеся обслуживаются в буфете в порядке живой очереди, выполняют требования работников столовой, проявляют внимание и осторожность при получении и употреблении горячих и жидких блюд.
Употреблять блюда, напитки, продукты питания, приобретенные в столовой, буфете и принесенные с собой, разрешается только в столовой. Во время приема пищи учащиеся должны соблюдать культуру питания.
Каждый учащийся убирает за собой столовые принадлежности и посуду в специально отведенные места.
48.2 Спортивный зал.
Занятия в спортивном зале организуются в соответствии с расписанием его работы.
Посещение занятий в спортивном зале допускается только в спортивной форме и сменной обуви.
Запрещается находиться в спортивном зале без учителя, воспитателя группы продленного дня, иного педагогического работника.
Занятия во внеурочное время в спортивном зале организуются по расписанию спортивных секций.
48.3 Санитарные комнаты.
При пользовании санитарными комнатами учащиеся должны соблюдать чистоту и порядок, правила личной гигиены;
Запрещается задерживаться в санитарной комнате без надобности, а также сорить, курить, принимать пищу, напитки, бросать в раковины и унитазы посторонние предметы.
48.4 Гардероб.
По окончании занятий (учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих, в объединениях по интересам), внеклассных мероприятий учащиеся под руководством учителя, проводившего занятия, идут в гардероб. Учащиеся в порядке очередности забирают свою одежду, соблюдая порядок и меры безопасности.
В случае обнаружения пропажи одежды или обуви, учащийся обязан сообщить о случившемся классному руководителю или дежурному администратору.
Учащиеся не оставляют в карманах верхней одежды ключи от дома, деньги, проездные документы, устройства связи (интернет-связи), иные ценные вещи.
В случае обнаружения оставленных и (или) забытых кем-то в гардеробе вещей учащиеся передают их вахтеру или дежурному учителю.
49. Порядок посещения учащимися мероприятий во внеучебное время.
Учащимся запрещается опаздывать на мероприятия, проводимые во внеучебное время.
Присутствие на мероприятиях, проводимых во внеучебное время в Учреждении образования, лиц, не обучающихся в Учреждении образования, допустимо только с разрешения ответственного за проведение мероприятия (заместителя директора по воспитательной работе, дежурного администратора).
Учащиеся, присутствующие на мероприятиях, проводимых во внеучебное время в Учреждении образования, и лица, не обучающиеся в Учреждении образования, допущенные к участию в мероприятии, должны иметь опрятный внешний вид, соответствующий возрасту макияж.
Не разрешается присутствие в верхней одежде и головных уборах на мероприятиях, проводимых в актовом, спортивном залах, иных помещениях учреждения образования.
Приход и уход с мероприятия осуществляется организованно, в порядке, установленном ответственным за проведение мероприятия.
Учащиеся обязаны соблюдать инструкции о мерах безопасности для учащихся, предусмотренные для конкретного мероприятия, и выполнять в полном объеме требования ответственного за проведение мероприятия.
К занятиям в спортивных секциях, участию в спортивных соревнованиях учащиеся допускаются с разрешения врача, к туристическим походам – с разрешения медицинского работника.
Общественно полезный труд учащихся во внеурочное время проводится не ранее чем через 30 мин после окончания уроков. Продолжительность общественно полезного труда и виды работ устанавливаются Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами.
50. Требования к поведению учащихся во время туристических походов, экскурсий.
Учащийся Учреждения образования, участвующий в туристском походе, экскурсии, обязан:
соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя туристского похода, экскурсии и его заместителя, не допускать самовольных уходов без разрешения руководителя туристского похода, экскурсии или его заместителя;
участвовать в подготовке и проведении туристского похода, экскурсии; в период подготовки к туристскому походу пройти медицинский осмотр, представить руководителю туристской группы оформленную в установленном порядке справку;
ознакомиться с особенностями (опасностью туристского похода) и удостоверить полученную информацию своей подписью;
уважать местные традиции и обычаи, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному и групповому снаряжению;
своевременно информировать руководителя туристского похода, экскурсии или его заместителя об ухудшении состояния здоровья или получении травмы.
51. Правила пользования библиотекой школы.
Учащиеся Учреждения образования записываются в библиотеку в индивидуальном порядке в соответствии со списками классов. При записи в библиотеку учащийся знакомится с правилами пользования библиотекой и подтверждает обязательство об их выполнении своей подписью в формуляре читателя. При записи в библиотеку учащийся обязан сообщить необходимые сведения для заполнения принятых библиотекой регистрационных документов.
На дом книги выдаются учащимся сроком на 15 дней. Количество экземпляров, выданных единовременно (не считая учебников), не должно превышать 5 (пяти). Учебная литература выдается учащимся на срок обучения в соответствии с программой (с обязательной перерегистрацией в конце учебного года). Литературные произведения, изучаемые по программе на уроках, выдаются на срок в соответствии с программой изучения.
Очередная выдача книг из фонда библиотеки учащимся производится только после возврата взятых им ранее, срок пользования которыми истек.
Редкие и ценные книги, альбомы, единственные экземпляры справочных изданий на дом не выдаются.
Число документов из фонда, выдаваемых для работы с ними в пределах библиотеки, не ограничивается.
При выбытии из Учреждения образования учащийся обязан вернуть все числящиеся за ним документы из фонда в библиотеку.
52. Учащийся обязан:
возвращать взятые им документы из фонда в установленный библиотекой срок;
не выносить из помещения библиотеки документы без записи в принятых библиотекой формах учета;
бережно относиться к библиотечному фонду (не делать в книгах пометок, подчеркиваний, не вырывать и не загибать страницы);
соблюдать в библиотеке тишину, не нарушать порядок расстановки книг на полках открытого доступа к фонду.
при получении документов из фонда тщательно их просмотреть и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом библиотекарю, который обязан сделать на них соответствующие пометки.
53. Учащийся, утерявший документ из фонда библиотеки или нанесший ему невосполнимый ущерб, обязан заменить его соответственно таким же (в том числе копией в переплете) или признанным библиотекой равнозначным. За утерю документа из фонда библиотеки или нанесение ему невосполнимого ущерба учащимся ответственность несут его законные представители.
54. Учащиеся, нарушившие правила пользования библиотекой, могут быть лишены права пользования на срок, установленный библиотекой. За особые нарушения, предусмотренные действующим законодательством, учащиеся несут иную ответственность.
55. Требования к внешнему виду учащегося.
Учащиеся обязаны придерживаться делового стиля одежды, предназначенного для посещения ими учебных занятий в Учреждении образования (для мальчиков (юношей) пиджак, жилет, брюки, рубашка с короткими или длинными рукавами; для девочек (девушек) – пиджак, жилет, юбка или брюки, блузка с короткими или длинными рукавами. Цветовая гамма определяется классическими оттенками синего и черного цветов), с учетом общих (одинаковых) элементов одежды, в том числе и наличие «эмблемы» на элементах одежды делового стиля.
В зимнее время в комплект одежды могут входить трикотажный свитер или жилет.
При посещении учащимися учебных занятий не допускаются:
спортивная одежда и обувь, предназначенные для занятий физической культурой и спортом;
вещи, имеющие яркие, вызывающие рисунки;
грязная, мятая (неопрятная) и иная одежда, не предназначенная для посещения учреждения образования;
верхняя одежда и головные уборы;
обилие бижутерии, наличие пирсинга, яркого экстравагантного макияжа и цвета волос, праздничных причесок и аксессуаров, отражающих символику музыкальных групп и различных направлений молодежной субкультуры и спортивных клубов.
Спорные вопросы, связанные с внешним видом учащегося, решает администрация Учреждения образования.
ГЛАВА 6
ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ УСТРОЙСТВАМИ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ
(ИНТЕРНЕТ-СВЯЗИ)
56. В здании Учреждения образования учащиеся обязаны ставить устройства мобильной связи (интернет-связи) в режим вибровызова или бесшумный режим.
57. Во время проведения учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, занятий в объединениях по интересам, внеклассных мероприятий устройства мобильной связи (интернет-связи) должны находиться в предназначенном приспособлении (коробке) в состоянии бесшумного режима.
Пользоваться устройством мобильной связи (интернет-связи) во время учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, занятий в объединениях по интересам, внеклассных мероприятий можно только с разрешения учителя.
58. Пользоваться устройством мобильной связи (интернет-связи) в учреждении образования на перерывах между занятиями (звонить, отправлять сообщения) учащимся разрешено исключительно для оперативной связи с родителями (законными представителями), братьями (сестрами), иными близкими родственниками только в случаях безотлагательной необходимости.
59. В случае однократного нарушения правил пользования устройствами мобильной связи (интернет-связи), учащийся должен написать объяснительную записку с указанием причины нарушения настоящих Правил. Классным руководителем (учителем) учащемуся делается запись в дневник.
60. При повторном факте нарушения правил пользования устройствами мобильной связи (интернет-связи) производится изъятие телефона у учащегося. В Учреждение образования приглашаются родители (законные представители), и после беседы с руководителем (членом администрации) им возвращается устройство мобильной связи (интернет-связи). На учащегося налагается взыскание, определяемое руководителем Учреждения образования.
ГЛАВА 7
ПООЩРЕНИЯ ЗА УСПЕХИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ
61. За успехи в обучении, примерное поведение, активное участие в общественной жизни класса и Учреждения образования , высокие результаты в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и другие достижения применяются следующие поощрения:
объявление благодарности;
награждение грамотой Учреждения образования;
награждение ценным подарком;
занесение на Доску почета.
62. Поощрения объявляются приказом руководителя Учреждения образования и доводятся до сведения учащихся и их законных представителей, как правило, в торжественной обстановке.
63. Поощрение учащихся Учреждения образования вышестоящими органами производится на основании представлений руководителя Учреждения образования.
64. Выпускникам II ступени общего среднего образования за отличные успехи в освоении образовательной программы и примерное поведение за период обучения на уровне общего базового образования выдается свидетельство об общем базовом образовании с отличием в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.
Выпускники III ступени общего среднего образования за отличные успехи в освоении образовательной программы и примерное поведение за период обучения на уровне общего среднего образования награждаются золотыми, серебряными медалями с вручением аттестата об общем среднем образовании особого образца, а за особые успехи в изучении отдельных предметов – похвальными листами в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.
ГЛАВА 8
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ
65. Основанием для привлечения учащегося к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок:
опоздание или неявка без уважительных причин на учебные занятия (занятия);
нарушение дисциплины в ходе образовательного процесса;
неисполнение без уважительных причин законного требования педагогического работника;
оскорбление участников образовательного процесса;
распространение информации, наносящей вред здоровью учащихся;
порча зданий, сооружений, оборудования или иного имущества Учреждения образования;
несоблюдение (нарушение) требований законодательства о здравоохранении, пожарной безопасности;
хранение и употребление обучающимися, в период пребывания в Учреждении образования и на ее территории, запрещенных предметов и веществ;
распитие алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков, пива, употребление наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в здании и на территории Учреждения образования либо появление в зданиях и на территории Учреждения образования в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
курение (потребление) табачных изделий в зданиях и на территории Учреждения образования;
иные противоправные действия (бездействие).
66. За совершение дисциплинарного проступка к учащимся старше 14 лет (для лиц с ОПФР – старше 17 лет) могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:
замечание;
выговор;
досрочное прекращение образовательных отношений (отчисление) по основаниям, предусмотренным подпунктами 5.10–5.13 и 5.16 пункта 5 статьи 68 Кодекса.
К учащимся младше 14 лет могут применяться меры педагогического воздействия: заслушивание учащегося и его законных представителей на заседании педагогического совета, совета по профилактике безнадзорности и правонарушений, объявление устного порицания на дисциплинарной линейке, классном собрании и др.
67. Замечание как мера дисциплинарного взыскания применятся за отдельные нарушения Устава Учреждения образования и Правил.
За грубые нарушения (курение, грубость по отношению к другим учащимся и работникам Учреждения образования), а также за систематическое неисполнение учащимся без уважительных причин обязанностей, возложенных на него уставом Учреждения образования и Правилами, им может быть объявлен выговор.
Выговор объявляется также при повторном нарушении Устава Учреждения образования и Правил учащимся, ранее получившим замечание.
Право выбора дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю Учреждения образования.
68. Учащийся в соответствии со статьёй 122 Кодекса обладает презумпцией невиновности. Поводом для привлечения учащегося к дисциплинарной ответственности могут служить сообщения местных исполнительных и распорядительных органов, правоохранительных органов, иных государственных органов и организаций, докладные записки педагогических и иных работников Учреждения образования, лиц, осуществляющих охрану помещений Учреждения образования.
69. До применения меры дисциплинарного взыскания директор Учреждения образования, в течение двух календарных дней после обнаружения совершения обучающимся деяния, подпадающего под признаки дисциплинарного проступка, обязан письменно уведомить одного из законных представителей несовершеннолетнего учащегося и затребовать у учащегося письменное объяснение.
Письменное объяснение представляется учащимся в течение трех календарных дней после его истребования.
Непредставление учащимся письменного объяснения, невозможность получения от него письменного объяснения оформляются актом, который подписывается тремя лицами из числа работников Учреждения образования.
70. Непредставление обучающимся письменного объяснения, невозможность получения от него письменного объяснения не препятствуют применению к учащемуся меры дисциплинарного взыскания.
71. За каждый дисциплинарный проступок может быть применена только одна мера дисциплинарного взыскания.
72. Решение о применении меры дисциплинарного взыскания к учащемуся принимается на основании материалов, содержащих фактические доказательства совершения им дисциплинарного проступка, а также с учетом формы вины учащегося.
73. Руководитель Учреждения образования, вправе, а по инициативе учащегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, законного представителя несовершеннолетнего учащегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, обязан до принятия решения о применении меры дисциплинарного взыскания заслушать объяснения учащегося, его заявления, жалобы.
74. Учащийся может быть привлечён к дисциплинарной ответственности не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени пребывания учащегося на каникулах, отсутствия на учебных занятиях.
75. Мера дисциплинарного взыскания к несовершеннолетнему учащемуся может быть применена не ранее чем через семь календарных дней после направления письменного уведомления одному из его законных представителей.
76. Мера дисциплинарного взыскания к учащемуся не может быть применена позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.
77. Решение о применении меры дисциплинарного взыскания к учащемуся оформляется приказом руководителя Учреждения образования, в котором должны содержаться сведения об учащемся, привлекаемом к дисциплинарной ответственности, о совершенном дисциплинарном проступке, форме вины, доказательства вины, указание меры дисциплинарного взыскания.
78. Приказ руководителя Учреждения образования о дисциплинарном взыскании объявляется обучающемуся под подпись в течение пяти календарных дней со дня издания приказа, не считая времени пребывания учащегося на каникулах, в отпуске, отсутствия на учебных занятиях, занятиях.
79. Учащийся, не ознакомленный с приказом о дисциплинарном взыскании, считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
80. Для ознакомления с приказом о дисциплинарном взыскании приглашаются несовершеннолетний учащийся и один из его законных представителей.
81. Отказ учащегося от ознакомления с приказом о применении меры дисциплинарного взыскания или невозможность ознакомления с приказом о применении меры дисциплинарного взыскания оформляется актом, который подписывается тремя лицами из числа работников Школы.
Копии акта и приказа о применении меры дисциплинарного взыскания (выписки из приказа) в течение пяти календарных дней со дня составления акта направляются Школой законному представителю несовершеннолетнего учащегося.
82. Сведения о применении меры дисциплинарного взыскания заносятся в личное дело учащегося.
83. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания учащийся не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности. При этом дисциплинарное взыскание погашается автоматически без издания приказа.
84. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания оформляется приказом руководителя Учреждения образования.
85. В случае совершения учащимся Учреждения образования во время образовательного процесса административного правонарушения, администрация Учреждения образования может ходатайствовать о привлечении его (его законных представителей) к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь. Направлению ходатайства должно предшествовать служебное расследование, проводимое администрацией Учреждения образования для установления обстоятельств дела. О совершённом правонарушении ставятся в известность законные представители учащегося.
86. Учащиеся Учреждения образования (их законные представители) несут материальную ответственность за порчу ими (их детьми) имущества Учреждения образования в установленном законодательством Республики Беларусь порядке. Законные представители учащегося должны быть поставлены в известность о факте порчи их ребёнком имущества Учреждения образования. Для установления стоимости ущерба руководителем Учреждения образования создаётся комиссия в составе представителей администрации, педагогического коллектива, органов самоуправления и материально-ответственного лица.